Информационные технологии давно и успешно применяются в образовании. Они открывают множество перспектив перед теми, кто хочет самосовершенствоваться и развиваться как профессионал. Какие именно технологии доступны для пользователей сети интернет сегодня, и в чем заключается их преимущество?
Использование информационных технологий существенно расширяет возможности для повышения качества вузовского обучения. Дистанционные технологии позволяют обеспечить доступ к знаниям в режиме онлайн, благодаря чему их популярность растет год от года.
Ориентированность российского образования на интеграцию в международное образовательное и информационное пространство становится глобальной тенденцией. Для поддержания образовательного процесса разрабатываются и внедряются новые технологии, которые соответствуют техническим возможностям российских вузов. Вместе с тем новые технологии оказывают существенное влияние на организацию обучения, методы педагогической работы, а главное – повышают доступность образовательных программ.
В российском образовании сформировалось новое понятие – информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Оно связано с модернизацией образовательного процесса, и включает средства и методы обработки информации: компьютеры, серверы, устройства связи, программное обеспечение и т.д. С помощью ИКТ создаются условия для удаленного взаимодействия студентов и преподавателей.
Российское законодательство позволяет применять дистанционные образовательные технологии в вузовском обучении, причем процесс интеграции ИКТ начался задолго до того, как интернет стал доступен всем жителям страны (Закон РФ «Об образовании», 1992 год). Затем это право было закреплено Приказом Министерства образования и науки №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий». Этот документ официально разрешил применять ИКТ в очном и заочном образовании. В действующем законе «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ-273) обеспечение возможности доступа к электронным обучающим ресурсам стало обязанностью.
Электронные образовательные ресурсы разрабатываются вузами. Многие из них доступны не только студентам, но и всем желающим повысить качество знаний. Это популярные образовательные порталы (такие как «Грамота.ру»), а также многочисленные каналы на YouTube, созданные для популяризации науки и образования.
Существует несколько вариантов обучения в дистанционном режиме.
Первоначально оно включало обучение посредством компьютера, по мере развития технологий к нему стали относить асинхронное и синхронное обучение. В первом случае подразумевается, что студент или слушатель курсов получает информацию в режиме онлайн, пользуясь открытыми источниками или готовыми информационными базами, самостоятельно регулируя график своего обучения. Синхронное обучение проводится в реальном времени, преподаватели и студенты взаимодействуют посредством интернета, пользуясь общедоступными средствами или специальным программным обеспечением образовательной организации. Примером синхронного электронного обучения являются вебинары.
Сегодня обе формы стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Они применяются в вузовском обучении и в системе дополнительного профессионального образования. Некоторые компании создают специальные отделы для того, чтобы в дистанционном режиме обучать сотрудников.
Это более обширное понятие, чем электронное обучение. Оно включает самообучение посредством синхронных и асинхронных электронных технологий и информационную поддержку, включая консультации с преподавателями. При этом программное обеспечение и онлайн-ресурсы могут использоваться наравне с традиционными учебниками и справочными пособиями.
МАДПО (АНО ДПО «Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования») специализируется на программах, развивающих знания и навыки выпускников высших и средне-специальных учебных заведений. МАДПО применяет технологии дистанционного и электронного обучения, делая образовательные программы доступными для жителей всех регионов страны. Учиться на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки можно по доступным ценам, не тратя время и деньги на поездки, проживание в незнакомом городе, посещение занятий в аудиториях.
Академия МАДПО основана 2018 году. Каждый год в академии проходят обучение свыше тысячи специалистам в разных сферах деятельности. Это стало возможным благодаря дистанционным технологиям, которые позволяют единовременно обучать десятки слушателей без потери качества образования.
Сегодня академия предлагает получить дополнительное образования по нескольким направлениям: «Строительство», «Педагогика», «Государственное и муниципальное управление», «Охрана труда», «Энергетика» и другие. Перечень учебных направлений ежегодно расширяется.