Дистанционное обучение становится все более популярным. Только в сфере высшего образования, где традиционно применяется заочное обучение, на полностью удаленное обучение перешли более 30 тысяч студентов. Такие данные приводит Росстат. Сегодня в дистанционном формате проводится огромное количество учебных мероприятий: тренингов, мастер-классов семинаров. В чем преимущество данной формы обучения, и можно ли получить качественные знания в режиме онлайн?
В 19 столетии в Британской империи возникло корреспондентское обучение. Его учредила сама королева Виктория, позволив Лондонскому университету ввести новый учебный формат. Преподаватели и студенты отправляли друг другу письма со стенограммами лекций и выполненными заданиями. Такой формат открыл дорогу к получению университетского образования для многих людей.
Развитию этого формата способствовало появление радио в начале двадцатого века. Студенты могли слушать трансляции лекций, а через несколько десятилетий им стали доступны и видеолекции. Главной проблемой в этот период было фактическое отсутствие обратной связи от учащихся.
В 1969 году в Британии появился первый в мире дистанционный университет – Открытый университет Великобритании. Он существует и сегодня, в нем обучаются студенты из Англии и других стран. Этот опыт переняли другие страны. Дистанционные университеты стали появляться по всей Европе.
Решить проблему отсутствия двухсторонней связи помог интернет. С развитием онлайн-технологий количество учебных заведений, ориентированных на дистанционное обучение, выросло в два раза, а после пандемии и локдаунов по всему миру эта форма образования стала одной из самых популярных.
Началом развития дистанционных технологий в России можно считать 1997 год. После издания официального приказа «О проведении эксперимента в области дистанционного образования» стартовал пилотный проект с участием восьми учебных заведений (семь из них были коммерческими). Они разработали около 600 учебных программ, по которым обучались 200 тысяч студентов. В эксперименте приняли участие более 13 тысяч педагогов. Все учащиеся успешно сдали итоговую аттестацию, после чего дистанционный формат стали перенимать и другие учебные заведения.
Сегодня под дистанционный формат образования сформирована полноценная законодательная база. Возможность применения дистанционных технологий в образовании утверждается в ФЗ – 273 «Об образовании в Российской Федерации». По данным 2018 года более 3 тысяч образовательных программ в высших учебных заведениях реализуются с применением дистанционных технологий. Исследователи утверждают, что по сравнению с другими странами, это довольно низкий показатель.
В российском законодательстве «электронное обучение» и «дистанционные технологии» - два четко разграниченных понятия. Несмотря на это, пользователи иногда не видят разницы между ними. Дистанционное обучение предполагает нахождение студента и преподавателя на расстоянии. Электронное обучение реализуется с применением электронных технологий (специальное ПО, базы данных и прочие), оно может проводиться и в очном, и в дистанционном режиме.
Всего выделяют три популярных формата дистанционных курсов: «кейсы», сетевое обучение и информационно-спутниковые технологии.
«Кейсы» (или кейс-обучение) – это практико-ориентированная методика, внутри которой преподаватели и студенты формируют решения на основе смоделированных или реальных ситуаций.
Сетевое обучение – это использование готовых программ, представленных в электронном виде.
Информационно-спутниковые технологии позволяют преподавателям и слушателям взаимодействовать в режиме реального времени, используя все многообразие учебных форматов: лекции, конференции, презентации и многое другое.
Программы дистанционного обучения регулируются законами и нормативно-правовыми актами в сфере образования и отраслевыми приказами.
Главный документ, регламентирующий дистанционное обучение в России, - приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Положения этого документа позволяют применять дистанционные технологии в программах высшего, средне-специального и дополнительного профессионального образования. Наряду с электронным обручением, они могут применяться при проведении лекций, практикумов, с целью контроля успеваемости, в том числе на государственной аттестации. При этом программы разделяют на две категории:
Для образовательных организаций, ориентированных исключительно на дистанционное обучение, установлены особые требования. Они обеспечить идентификацию учащегося и создать условия для освоения программы в полностью удаленном режиме.
Среди лидирующих направлений – менеджмент, ГМУ, экономика и финансы, информационные технологии, юриспруденция. С изменениями в системе медицинского образования, повышается популярность дистанционных программ подготовки медицинских работников.
Всего в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» выделено три формы обучения: очная, заочная и очно-заочная. Дистанционное обучение может использоваться как вспомогательная технология в любой из этих форм, поэтому называть его альтернативой заочному образованию не совсем корректно. Существует огромное количество способов, как именно применять дистанционные технологии для обучения: создание чатов, организация вебинаров и онлайн-конференций и презентаций.
Все существующие форматы позволяют применять видео, звук и графические средства для реализации любой методики обучения. В процессе занятий может проводиться контроль знаний. Итоги государственной аттестации, а также личные данные учащихся необходимо сохранять на бумажных носителях.
Инновационные форматы и обширный перечень инструментов, которые существуют в сети интернет, создают массу преимуществ для получения образования дистанционным способом. Стоит отметить, что термин «дистанционное образование» не является корректным с точки зрения законодательства, несмотря на то, что его массово предлагают получить в государственных и коммерческих учебных заведениях.
Все эти преимущества делают дистанционное обучение одинаково выгодным для студентов, школьников, специалистов. Это современный и актуальный формат получения знаний, доступный каждому. Уровень развития информационных технологий позволяет осваивать программы по любым темам.
Сегодня дистанционные технологи применяют и вузы, и учреждения дополнительного профессионального образования. Чтобы выбрать подходящий курс, нужно понимать, какой цели вы хотите достигнуть. В МАДПО можно пройти обучение в формате курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки.
Академия МАДПО располагает достаточной материально-технической базой и необходимыми образовательными программами, а также собственной онлайн-платформой с возможностью удаленной поддержки любого количества пользователей. Программы МАДПО разработаны в соответствии с актуальными стандартами и соответствуют всем требованиям.